Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: СПИТ ПОД ВОДОЙ КОРАБЛЬ НАШ БОЕВОЙ… (ДОПОЛНЕННАЯ ВЕРСИЯ)

09.07.2016, 3:01      Новости Свободного

Автор – Владислав Георгиевич Нестеров

Этот рассказ о нашей славной истории и не только для ветеранов войны, но и для тех, кто с достоинством должен продолжать героические традиции прошлого нашей Родины – молодёжи.

Молодёжь, в дальнейшем будет решать задачи будущего нашей Отчизны и нести потомкам Великий подвиг народа России.

Речь пойдёт, конечно, о Великой Отечественной войне, об одном очень удачном оружии флота – бронекатере, но перед этим хочется остановиться на истории появления этой статьи.

В 2012-м году в г. Свободном был поставлен вопрос о подъёме и постановке на пьедестал бронекатера, который имеет большую историю своей героической жизни во времена Великой Отечественной. Корабль сейчас находится ведении бывшего моряка фермера Бибикова Е.В. буквально спасшего его от гибели под газорезкой в последний момент.

Но у него нет возможностей поднять затопленный корабль, который он сберёг для истории. Два года Е.В.Бибиков бьётся за данный корабль, собрал целую папку обращений, решений в т.ч. и Президента России. Было и решение поставить его на постамент в с.Константиновка, откуда в 1945-м наши войска через Амур шли на штурм  японских укреплений. Однако воз и ныне там…

Самый массовый класс боевых кораблей – бронекатера. В войну эти корабли широко использовались повсеместно по всей стране на реках и частично на море в прибрежных водах на Балтике, Азовском и Чёрном морях.

Речные бронекатера решали такие задачи, что по размаху операций и разнообразию их прозвали «речными танками». Эти маленькие кораблики в то время, когда Красная армия вела бои под Сталинградом, показали себя хорошим оружием, простым в постройке, неприхотливым в ремонте, способным нести на борту современное и мощное по тем временам оружие.

Основателем идеи бронекатеров был главный конструктор управления «Речсудопроект» Ю.Ю.Бенуа. В 1932 году Управление военно-морских сил РККА поручило Ю.Ю.Бенуа создать проект речного БКА. В 1933 году началось строительство бронекатеров проекта 1124 на судостроительном заводе 340 в приволжском городе Зеленодольске. Нужно признать, что Ю.Ю.Бенуа удалось создать неплохой корабль.

При длине 25 метров и водоизмещении 46,7 т он нёс на себе два орудия 76,2 мм с запасом снарядов 224 и три пулемёта (более 8 000 патронов). И в этом было его большое отличие от обычного танка того времени. Но в силу специфики речного корабля (нужна малая осадка) бронекатер проигрывал танку в броне: на танке 45 мм, на бронекатере проекта 1124 – 8 мм на бортах, палубе и 20 мм на башнях. Несовершенством этого проекта было и топливо для авиационного двигателя. Высокооктанового бензина заправлялось 4,2 т, и в случае попадения снаряда в бензоцистерны гореть было чему…

В конструкторском бюро разрабатывался и уменьшенный проект варианта БКА – бронекатера проекта 1125 с одной орудийном башней и сокращённым экипажем, но решён был самый главный показатель – осадка 60 см против 80 см в большом бронекатере.

Перед началом войны выпущено было 70 БКА, из них проекта 1124 – 28 единиц и проекта 1125 – 42. Основное количество построенных бронекатеров было направлено на Дальний Восток для Амурской флотилии – 44 единицы.

Имея превосходные тактико-технические данные обоих проектов до конструктивного совершенства их доводили уже во время войны. Нужно было приобрести опыт использования бронекатеров, разработать тактику боевого применения, но самое главное, открыть то, что впоследствии стало достоинством «русской мысли», любимым на флоте и в армии. Так «букашки» оказались настолько отличными боевыми кораблями, что их после войны не отправили на слом, а поставили на консервацию. Недаром у этих кораблей и прозвища стали достоинством «броняшки», «бычки», «речные танки» и уж совсем неоднеозначное даже у врага прозвище – «чудо-оружие».

Информация, ещё раз информация, но главное – живые свидетели, те, чью информацию необходимо собирать для истории. Так нам много известно от участников боевых действий в Великой Отечественную войну, из их рассказов, мемуаров, исследовательских статей архивных документов.

Так что мы хотим конкретно исследовать вопрос о бронекатере «336», нам нужно обратиться к соответствующим документам.

В справочнике А.В.Платонова «Советские мониторы, канонерские лодки и бронекатера» (СПб, 2004 г) сказано, что данный бронекатер заложен в 1942 году на заводе 638 (заказ 308), спущен на воду в 1943 г в конце года и 27.02.1944 г вошёл в состав Азовской военной флотилии Черноморского флота. Корабль участвовал в высадке десанта в районе мыса Тарханкут, в разведывательных десантах.

Немецкие войска покидали Керченский полуостров, а Азовская флотилия 13 августа была расформирована и на её базе создали Дунайскую флотилию. За время проведения операций на Азовском море командование сделало ряд выводов по применению речных бронекатеров при наличии волнения моря (у пушек не было стабилизирующего устройства), от этого зависела прицельная стрельба, но главное, что при тщательной подготовке бронекатера при своей десантовместимости способны решать задачи и в наступательных десантных операциях.

Требовалось отработать и систему связи разных типов кораблей (в данном случае с торпедными катерами). Кстати, вопрос о необходимости связи и взаимодействия подтверждался командованием на всём протяжении Керченской операции. В выводах командования однозначно встаёт вопрос о невозможности применять неприспособленные плавсредства, предназначенные для рек на море, а тем более применять плоскодонные бронекатера. Тем не менее их пришлось применить.

Есть, однако, у бронекатеров и преимущества. Обращает на себя внимание, что при высадке десанта, в т.ч. и при разведке боем, ни один бронекатер не погиб, да и в обычных столкновениях число потерянных малых кораблей невелико. Надо сказать, потери были из-за непродуманного использования бронекатеров днём при хорошей видимости без огневой поддержки и в зоне действия вражеской береговой артиллерии.

Таким образом командование сделало вывод о хорошей живучести кораблей и старалось интенсивней использовать их в больших и малых операциях.

Боевой опыт в войну быстро накапливался и, главное, люди, которые сражались на этих кораблях, в боях приобретали умение и морские традиции. Умелое командование сплачивало экипажи, поддерживало профессионализм и морской дух моряков на высоком уровне.

Примеры настоящей самоотверженности на достаточно высоком уровне описываются в нашей литературе не только писателями, журналистами, но и непосредственными участниками боёв. Так командующий Краснознамённой Днепровской флотилии Григорьев Виссарион Виссарионович описывает действия флотилии, где воевали бронекатера, исследователь-историк Александр Борисович Широкоград всю свою жизнь посвятил изучению истории речных флотилий и, в т.ч. бронекатеров флотилий, Иван Черников написал поразительную книгу «Бронекатера Сталина», адмиралы Н.Г.Кузнецов, С.Г.Горшков бывший командующий Дунайской флотилией (апрель-декабрь 1944 г), контр-адмирал Г.Н.Холостяков (с декабря 1944 г и до конца войны), непосредственные участники боевых действий бронекатеров во флотилиях – это они свидетели героизма советских моряков и действий не менее знаменитых бронекатеров флотилий, которые прошли только по Дунаю свыше 2 тысяч километров, высадили 18 тактических десантов, переправили 900 тысяч человек, свыше 1,5 тысяч САУ, 7 тысяч орудий и миномётов, 450 тысяч т военных грузов.

Ещё во времена Сталинградской битвы генерал Чуйков сказал «… об их подвигах скажу кратко: если б их не было, моя армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия», — так оценил он боевую работу бронекатеров.

Можно только удивляться способности бронекатеров быть столь вездесущими, где только они не принимали участие в боевых действиях.

Если проследить путь нашего «306» («308» заводской номер, сей факт пока не утверждён официально) бронекатера, то не остаётся сомнений в способности этого корабля появляться там, где его не ждали, там, где опасно, там, где другая боевая машина не может вести боевой работы, боевых действий...

Продолжение следует...

Источник: www.svob-gazeta.ru
 Читайте также:

АМУРЧАН ПУСТЯТ НА СТАРИННЫЙ ЧЕРДАК ВЗАМЕН НА ИСТОРИЮ «С ПЫЛЬНОЙ ПОЛКИ»

Амурский краеведческий музей впервые проведет день чердака. Стать почетным гостем праздника в честь полюбившейся горожанам творческой площадки со своей атмосферой, могут люди с интересными историями о чердаках. — Наверняка у многих личная история про старый чердак..

Эльвира Агафонова возглавила Свободненский район

Главой Свободненского района выбрана Э.С. Агафонова – за ее кандидатуру единогласно проголосовали депутаты Свободненского районного Совета народных депутатов. Решение было принято в четверг, 10 августа. Согласно изменениям, внесенным в Устав Свободненского района в 2015..

Жители села Черниговка отметили 110-летие населенного пункта

Селу Черниговка Свободненского района исполнилось 110 лет. Юбилейную дату большой праздничной программой отметили 5 августа. Приуроченный к юбилею концерт начинался в местном Доме культуры ровно в полдень, но и тем, кто приходил пораньше, было, на что посмотреть – в хол..

В селе Климоуцы восстановлен мостовой переход через реку Лоно

В селе Климоуцы завершено восстановление мостового перехода через руку Лоно. Учитывая социальную значимость объекта, подрядчик завершил работы раннее запланированного срока. Понтон через реку Лоно, соединяющий две части улицы Ново-Каменка села Климоуцы, рухнул в сентябр..

Из приемных и опекаемых семей района выбрали самую спортивную

В спорте, особенно командном, решающую роль не всегда играет физическая форма – это еще раз доказали несколько приемных и опекаемых семей Свободненского района. 28 июля на базе Орлинской школы для них прошел спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». Организаторам..

В Костюковке отметили День села

29 июля село Костюковка отметио 116 годовщину со дня основания. Традиционный День села собрал односельчан и гостей на праздничную программу «Ты один у меня, мой земной уголок», подготовленную работниками библиотеки и Дома культуры. Мероприятие прошло в форме парада-поздравлени..

110 лет со дня образования села отметили жители Дмитриевки

В Дмитриевском Доме культуры 29 июля было шумно и многолюдно – здесь отпраздновали 110-летний юбилей села. На торжественном мероприятии вспоминали основные этапы его уже более вековой истории и чествовали жителей. Организаторы мероприятия посвятили праздник землякам, го..

В Сычевке отметили 110-летие села

22 июля в Свободненском районе в честь жителей села Сычевка звучали песни и слова благодарности – здесь отметили 110-летие со дня образования поселения. Юбилей отпраздновали спортивными соревнованиями, большой концертной программой и вечерней дискотекой. Над входом в ме..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство